О ПРОЕКТЕ
|
|
|
|
О проекте
«OpenScience for school»
новое направление компании "НПК Открытая Наука"
www.openscience.school.ru
Проект: «Живые лабораторные по биологии»

УЧЕНЫЕ ПОМОГАЮТ УЧИТЕЛЯМ
В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ПО БИОЛОГИИ
«ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ
ПО БИОЛОГИИ»
OpenScience © 2020
О ПРОЕКТЕ
|
|
|
|
«OpenScience for school»
новое направление компании "НПК Открытая Наука"
www.openscience.school.ru
Проект:
«Живые лабораторные по биологии»
Ученные помогают учителям в организации современных лабораторных работ по биологии
«ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ
ПО БИОЛОГИИ»
OpenScience © 2020
О ПРОЕКТЕ
|
|
|
|
«OpenScience for school»
новое направление компании «OpenScience»
www.openscience.school.ru
Проект:
«Живые лабораторные по биологии»
Ученные помогают учителям в организации современных лабораторных работ по биологии
«ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ
ПО БИОЛОГИИ»
OpenScience © 2020
О ПРОЕКТЕ
|
|
|
|
«OpenScience for school»
новое направление компании «OpenScience»
www.openscience.school.ru
Проект:
«Живые лабораторные по биологии»
Ученные помогают учителям в организации современных лабораторных работ по биологии
«ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ
ПО БИОЛОГИИ»
OpenScience © 2020
Школа - основная организация,
которая формирует
биолого-экологическую грамотность
большей части населения.


Полученные в школе знания биологии и экологии лягут в основу повседневной и профессиональной деятельности взрослых членов сообщества
Базовые знания о живом мире вокруг нас особенно! актуальны для будущих не-биологов.
От кого дети получают информацию о живом мире вокруг нас?
Фундамент знаний по биологии - на всю жизнь
В науку пойдут единицы, а «картина мира» нужна всем

Зачем нужна биология ?

Наша повседневная жизнь основана на знаниях, накопленных учеными-биологами
более чем за 200 лет:

• мы следуем правилам гигиены и очищаем воду,
• правильно питаемся,
• согласуем нагрузку с биоритмами,
• принимаем профилактические меры и лечим болезни,
• заботимся о растениях и животных,
• сортируем мусор и т.д.


______________

Перед учителем биологии стоит важнейшая задача –
сформировать биологически грамотную личность, заложить основы природосберегающего отношения к среде обитания.

Лабораторная работа предполагает
взаимодействие учеников с живыми объектами

Биология изучает все проявления жизни: строение и функции живых существ, их происхождение,
распространение, развитие, связи друг с другом и с неживой природой.

Обучать биологии без контакта с биологическими объектами – невозможно. Поэтому в школьной программе предусмотрены лабораторные работы.

Во время лабораторной работы каждый школьник сталкивается с объектами и явлениями живого мира, формирует корректные представления о них.
___
Лабораторная работа – это инструмент, позволяющий сформировать основу знаний и повысить эффективность обучения биологии.
«Практическая деятельность – условие формирования смыслов. В действии и взаимодействии раскрывается для субъекта смысл и значения предметов».

А.А. Вербицкий, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова

Справочный материал вместо живого объекта ?

Анализ ряда методических рекомендаций по проведению лабораторных работ
по биологии с 6 по 11 класс, соответствующих ФГОС, показал, что во многих работах
вместо объектов или явлений живого мира предполагается использовать
данные сети Интернет, энциклопедии, научно-популярную литературу,
справочные материалы.

В итоге, в многих общеобразовательных школах:

• количество лабораторных работ по биологии мало и их уровень не всегда соответствует
современным методическим и инструментальным
возможностям;
• большая часть работ связана с изучением готовых микропрепаратов клеток
и тканей организмов под микроскопом;
• нередко происходит замена лабораторной работы на пассивное созерцание учениками фото
или видео-контента (Electronic Learning, e-Learning);
• школьники слышат много незнакомых слов – обозначений частей живых
объектов, биологических явлений и их словесных описаний.
___
Наши дети привыкают оперировать вторичной информацией, полученной из текста,
фото или видео, не понимают сути явлений и заучивают материал по принципу «сдал-забыл».


«Происходит отрыв теории от практики, так как педагогическая традиция заменяет практику знаковой системой – учебной информацией».

А.А. Вербицкий, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова


Могут ли современные информационные технологии заменить личный контакт человека с живым организмом?

Образ объекта или явления, которое мы видим на экране, зависит от восприятия.

Восприятие - процесс приема и преобразования сенсорной информации,
на основании которой формируется субъективный целостный образ объекта,
воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений.

А ощущения от картинки или фильма зависят от:
• качества фото или видео-ряда,
• расположения источника освещения при съемке,
• расстояния от экрана до глаз,
• размеров объектов на экране,
• звукового потока,
• разницы контекста происходящего на экране и текущей действительностью.

Кроме того, при пассивном созерцании не работают осязание и обоняние.
___
Фото или видео-информация не отражает всех свойств объекта или явления. Несмотря на активное развитие технологий, свойства человеческого мозга остаются прежними.


Распознавание увиденного на экране в реальной жизни требует большого опыта

Многие ученые, учителя и родители отмечают, что дети перестали
распознавать живые объекты и явления окружающего мира, хотя получили
о них информацию в школе.

Это означает, что у детей не сформировался целостный образ живого
объекта. И ощущения от вторичной информации
(словесного, графического или видео-изображения) не позволяют
распознать объект в его среде обитания.

К слову, детям легче оперировать вторичной (кем-то переработанной) информацией, чем выделять главное и второстепенное при взаимодействии с живыми существами. Поэтому детям трудно ориентироваться в реальном мире.
___
Схемы, иллюстрации, фильмы – помогают в обучении биологии, но не заменяют личный контакт ребенка с живыми об ъектами.


Информация – не равно знания. А как вы формируете знания у своих учеников ?

Кажется, что информация автоматически превращается в знания, от ученика требуется только внимание и усердие. Однако информационный стиль обучения в чистом виде дает невысокий результат. Потому что знания нельзя передать, их можно только сформировать!

В педагогике конструктивизм появился благодаря Жану Пиаже (Jean Piaget). Он утверждал: «Знание не передается, оно создается».
Л.С Выгодский также подчеркивал важность конструирования учащимися собственной информации и знаний.
___
По итогам занятий каждый ребенок должен сформировать свое личное знание.


ШКОЛА ПАМЯТИ: «В традиционной дидактической системе школьники усваивают то, что наработано другими людьми, берут готовое из кладовой социального опыта
- культурные консервы».

ШКОЛА МЫСЛИ: «Образование - созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, предметной, социальной и духовной культуры.

А.А. Вербицкий, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова



Обучение биологии "от феномена"

Фундаментом знаний в биологии являются живые объекты и явления окружающего мира. Первая эпоха развития биологии как науки начиналась именно с описания объектов и явлений.

На наш взгляд, применение учителем технологии проблемно-ориентированного обучения и организация учебно-исследовательской деятельности учащихся – необходимые условия для эффективного обучения биологии.
___
Важно сначала показать объект, а уже потом о нем рассказать. Сначала – лабораторная работа как источник первичной информации о живом, а потом - обсуждение, схемы, фотографии и фильмы.
Как устроен проект «Живые лабораторные по Биологии»

Нас окружает живой мир и дети должны в нем ориентироваться.

Пока чиновники в сфере образования принимают и меняют решения о том, что конкретно из биологии должен знать каждый школьник, мы будем отталкиваться от основных биологических явлений и закономерностей.

Все виды живых организмов разделяют на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Такая систематика сложилась исторически и прочно закрепилась в школьной программе.

Живые организмы обладают набором свойств, по которому их можно отличить от не-живых объектов: клеточное строение, метаболизм, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, адаптивность, раздражимость, сложное поведение.
___
По-сути, в рамках лабораторных работ дети должны иметь возможность познакомиться с различными представителями каждого царства живых организмов и изучить особенности их строения, метаболизма, роста, развития, размножения и т.д.


?

Оптимизация лабораторной работы - важная задача проекта

Ученые-биологи, поддерживающие проект, ориентируются на существующие методические рекомендации по проведению лабораторных работ, соответствующие ФГОС.

Вместе с тем, задача проекта – оптимизировать лабораторную работу таким образом, чтоб учителю было легко ее организовать и провести, а каждому ребенку – эффективно взаимодействовать с живыми объектами.
___
Мы уверены в том, что лабораторную работу с использованием живых объектов можно проводить в условиях школы !
Что нужно учителю для организации лабораторной работы по биологии ?
Для организации лабораторной работы нужны три основных компонента: живой объект, методика (помощью которой планируется показать объект или явление) и оборудование.
Модельные объекты
Мы развиваем партнерские отношения с учеными и организациями, которые занимаются разведением живых организмов в культурах.
Методики
В рамках проекта «Живые лабораторные по биологии» мы будем разрабатывать и адаптировать методики, с помощью которых учитель биологии сможет :
  • показать детям объект или явление, сделав «живой экспонат» самостоятельно,
  • организовать и провести лабораторную работу по изучению объекта или явления с участием всех учеников в классе,
  • руководить проектно-исследовательской деятельностью учеников.
Оборудование
Каждый этап методики предполагает использование определенного оборудования и расходных материалов. При разработке методик для проекта мы используем современное лабораторное оборудование. Однако, не все, что нужно для адаптированных методик есть в продаже. Поэтому, часть установок мы проектируем и производим в рамках основного направления Openscience.

Проект «Живые лабораторные по Биологии» посвящен :

Начинающим педагогам и молодым специалистам
Выпускнику педагогического ВУЗа предстоит пройти нелегкий путь адаптации к профессиональной деятельности в современной школе. Наш проект поддержит начинающего учителя на всех этапах организации лабораторной работы.

Опытным учителям
Состоявшемуся учителю проект даст возможность внедрить в образовательный процесс технологию обучения «от феномена» и органично совместить ее с обучением при помощи информационных технологий (e-Learning).

Профессионалам
С помощью нашего проекта учитель-профессионал сможет реализовать личный опыт, создать уникальный вариант лабораторной работы, руководить исследовательской деятельностью учеников.
___
Проект «Живые лабораторные по биологии» поддержит всех, кто имеет высокий уровень ответственности за сформированную картину мира у своих учеников !

Ценность проекта:

Мы видим, что общение с живыми существами даже в рамках лабораторной работы
имеет отклик у детей всех возрастов:

• удерживает внимание и позволяет оторваться от гаджетов,
• удовлетворяет желанию познавать новое,
• вызывает естественные эмоции - удивление и радость,
• значительно снижает уровень стресса,
• надолго запоминается,
• повышает уверенность в сформированных знаниях.

Наш проект позволит учителям :

• быстро создавать условия для формирования элементарной биологической грамотности у детей, особенно у будущих не-биологов;
• повысить эффективность обучения биологии и, как результат, успеваемость учеников;
• получать удовольствие от профессии, не «выгорать», быть детям проводником в окружающем мире;
• демонстрировать ученикам современный уровень биологической науки;
• выявлять и поддерживать молодых биологов «по-призванию»;

ОЛЬГА ВОРОНЦОВА

Автор и ведущий специалист направления
«Открытая Наука для школ» | «OpenScience for School»

Выпускница Биологического факультета
МГУ им М.В. Ломоносова,
к.б.н.,
Учредитель, руководитель отдела развития
ООО «НПК Открытая Наука»

Vorontsova.olga@gmail.com

Все права защищены, OOO «НПК Открытая Наука» , 2015-2020 г
Все фотографии и видеозаписи, размещенные на этом сайте, доступны по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 Unported License.
Автор рисунков: Лукьянов Андрей Николаевич
(известный детский художник, бессменный иллюстратор журнала «Мурзилка» и учебников для младших классов)
Участники проекта: ученики начальной школы МБОУ СОШ № 15, МО, Красногорск под руководством заместителя директора, педагога Котяевой Светланы Юрьевны
Made on
Tilda