О ПРОЕКТЕ
|
|
|
|
«OpenScience for school»
новое направление компании «OpenScience»
www.openscience.school.ru
Проект: «Живые лабораторные по биологии»
Ученные помогают учителям в организации современных лабораторных работ по биологии
«ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ
ПО БИОЛОГИИ»
OpenScience © 2020
Школа - основная организация,
которая формирует
биолого-экологическую грамотность
большей части населения.


Полученные в школе знания биологии и экологии лягут в основу повседневной и профессиональной деятельности взрослых членов сообщества
Базовые знания о живом мире вокруг нас особенно! актуальны для будущих
не-биологов.
От кого дети получают информацию о живом мире вокруг нас?
Фундамент знаний по биологии - на всю жизнь
В науку пойдут единицы, а «картина мира» нужна всем
Наша повседневная жизнь основана на знаниях, накопленных учеными-биологами более чем за 200 лет:
______________

Перед учителем биологии стоит важнейшая задача –
сформировать биологически грамотную личность, заложить основы природосберегающего отношения к среде обитания.

ЗАЧЕМ НУЖНА БИОЛОГИЯ?
мы следуем правилам гигиены и очищаем воду,
правильно питаемся,
согласуем нагрузку с биоритмами,
принимаем профилактические меры и лечим болезни,
заботимся о растениях и животных,
сортируем мусор и т.д.
Биология изучает все проявления жизни:
строение и функции живых существ, их происхождение, распространение, развитие, связи друг с другом и с неживой природой.
«Практическая деятельность – условие формирования смыслов. В действии и взаимодействии раскрывается для субъекта смысл и значения предметов».

А.А. Вербицкий, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКОВ С ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Лабораторная работа – это инструмент, позволяющий сформировать основу знаний и повысить эффективность обучения биологии.
Во время лабораторной работы каждый школьник сталкивается с объектами и явлениями живого мира, формирует корректные представления о них.
Обучать биологии без контакта с биологическими объектами – невозможно. Поэтому в школьной программе предусмотрены лабораторные работы.
Анализ ряда методических рекомендаций по проведению лабораторных работ по биологии с 6 по 11 класс, соответствующих ФГОС, показал, что во многих работах вместо объектов или явлений живого мира предполагается использовать данные сети Интернет, энциклопедии, научно-популярную литературу, справочные материалы.

В итоге, в многих общеобразовательных школах:
«Происходит отрыв теории от практики, так как педагогическая традиция заменяет практику знаковой системой – учебной информацией».
А.А. Вербицкий, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ВМЕСТО ЖИВОГО ОБЪЕКТА?
Наши дети привыкают оперировать вторичной информацией, полученной из текста,
фото или видео, не понимают сути явлений и заучивают материал по принципу «сдал-забыл».

большая часть работ связана с изучением готовых
микропрепаратов клеток и тканей организмов
под микроскопом;
количество лабораторных работ по биологии мало и их уровень не всегда соответствует современным методическим и инструментальным возможностям;
нередко происходит замена лабораторной работы на пассивное созерцание учениками фото или видео-контента
(Electronic Learning, e-Learning);
школьники слышат много незнакомых слов – обозначений частей живых объектов, биологических явлений и их словесных описаний.
Образ объекта или явления, которое мы видим
на экране, зависит от восприятия.

Восприятие — процесс приема и преобразования сенсорной информации, на основании которой у человека формируется субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений.

А ощущения от картинки или фильма зависят от:
МОГУТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАМЕНИТЬ ЛИЧНЫЙ КОНТАКТ ЧЕЛОВЕКА С ЖИВЫМ ОРГАНИЗМОМ?
Фото или видео-информация не отражает всех свойств объекта или явления.
Несмотря на активное развитие технологий, свойства человеческого мозга остаются прежними.

качества фото или видео-ряда,
расположения источника освещения при съемке,
расстояния от экрана до глаз,
размеров объектов на экране,
звукового потока,
разницы контекста происходящего на экране
и текущей действительностью.
Кроме того, при пассивном созерцании не работают осязание и обоняние.
Многие ученые, учителя и родители отмечают, что дети перестали
распознавать живые объекты и явления окружающего мира,
хотя получили о них информацию в школе.

Это означает, что у детей не сформировался целостный образ живого
объекта.
И ощущения от вторичной информации
(словесного, графического или видео-изображения) не позволяют
распознать объект в его среде обитания.

К слову, детям легче оперировать вторичной (кем-то переработанной) информацией, чем выделять главное и второстепенное при взаимодействии с живыми существами. Поэтому детям трудно ориентироваться в реальном мире.


Схемы, иллюстрации, фильмы – помогают в обучении биологии, но не заменяют личный контакт ребенка с живыми объектами.
РАСПОЗНАВАНИЕ УВИДЕННОГО НА ЭКРАНЕ
В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО ОПЫТА
Кажется, что информация автоматически превращается в знания, от ученика требуется только внимание и усердие. Однако информационный стиль обучения в чистом виде дает невысокий результат. Потому что знания нельзя передать, их можно только сформировать!
ШКОЛА ПАМЯТИ: «В традиционной дидактической системе школьники усваивают то, что наработано другими людьми, берут готовое из кладовой социального опыта - «культурные консервы».

ШКОЛА МЫСЛИ: «Образование - созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, предметной, социальной и духовной культуры.

А.А. Вербицкий, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова

ИНФОРМАЦИЯ — НЕ РАВНО ЗНАНИЯ.
А КАК ВЫ ФОРМИРУЕТЕ ЗНАНИЯ У СВОИХ УЧЕНИКОВ?

По итогам занятий каждый ребенок должен сформировать свое личное знание.
В педагогике конструктивизм появился благодаря Жану Пиаже (Jean Piaget). Он утверждал: «Знание не передается, оно создается».
Л.С Выгодский также подчеркивал важность
конструирования учащимися собственной
информации и знаний.
Фундаментом знаний в биологии являются живые объекты
и явления окружающего мира.
Первая эпоха развития биологии
как науки начиналась именно с описания объектов и явлений.

На наш взгляд, применение учителем технологии
проблемно-ориентированного обучения и организация
учебно-исследовательской деятельности учащихся — необходимые
условия для эффективного обучения биологии.
ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ ОТ «ФЕНОМЕНА»
Важно сначала показать объект, а уже потом о нем рассказать.
Сначала – лабораторная работа как источник первичной информации
о живом, а потом - обсуждение, схемы, фотографии и фильмы.
Нас окружает живой мир и дети должны в нем ориентироваться.

Пока чиновники в сфере образования принимают и меняют решения о том, что конкретно из биологии должен знать каждый школьник, мы будем отталкиваться от основных биологических явлений и закономерностей.

Все виды живых организмов разделяют на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Такая систематика сложилась исторически и прочно закрепилась в школьной программе.
По-сути, в рамках лабораторных работ дети должны иметь возможность познакомиться с различными представителями каждого царства живых организмов и изучить особенности их строения, метаболизма, роста, развития, размножения и т.д.
КАК УСТРОЕН ПРОЕКТ
«ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ПО БИОЛОГИИ»

клеточное строение,
метаболизм,
рост,
развитие,
размножение,
наследственность,
изменчивость,
адаптивность,
раздражимость,
сложное поведение.
Живые организмы обладают набором свойств,
по которому их можно отличить от не-живых объектов:

Ученые-биологи, поддерживающие проект, ориентируются на существующие методические рекомендации по проведению лабораторных работ, соответствующие ФГОС.

Вместе с тем, задача проекта — оптимизировать лабораторную работу таким образом, чтоб учителю было легко ее организовать и провести, а каждому ребенку — эффективно взаимодействовать с живыми объектами.
ОПТИМИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ — ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ПРОЕКТА
Мы уверены в том, что лабораторную работу
с использованием живых объектов можно проводить
в условиях школы, а также реализовывать методические рекомендации по ФГОС на новом уровне !
Для организации лабораторной работы нужны три основных компонента:
живой объект, методика (с помощью которой планируется показать объект или явление) и соответствующее оборудование.
ЧТО НУЖНО УЧИТЕЛЮ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ?
Мы развиваем партнерские отношения с учеными и организациями, которые занимаются разведением живых организмов в культурах.
МОДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
В рамках проекта «Живые лабораторные по биологии» мы будем разрабатывать и адаптировать методики, с помощью которых учитель биологии сможет:
  • показать детям объект или явление, сделав «живой экспонат» самостоятельно,
  • организовать и провести лабораторную работу по изучению объекта или явления с участием всех учеников в классе,
  • руководить проектно-исследовательской деятельностью учеников.
МЕТОДИКИ
Каждый этап методики предполагает использование определенного оборудования и расходных материалов. При разработке методик для проекта мы используем современное лабораторное оборудование. Однако, не все, что нужно для адаптированных методик есть в продаже. Поэтому, часть установок мы проектируем и производим в рамках основного направления Openscience.
ОБОРУДОВАНИЕ
Выпускнику педагогического ВУЗа предстоит пройти нелегкий путь адаптации к профессиональной деятельности в современной школе. Наш проект поддержит начинающего учителя на всех этапах организации лабораторной работы.
Проект «Живые лабораторные по биологии» поддержит всех, кто имеет высокий уровень ответственности за сформированную картину мира у своих учеников !
ПРОЕКТ «ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ПО БИОЛОГИИ» ПОСВЯЩЕН:
Состоявшемуся учителю проект даст возможность внедрить в образовательный процесс технологию обучения «от феномена» и органично совместить ее с обучением при помощи информационных технологий (e-Learning).
С помощью нашего проекта учитель-профессионал сможет реализовать личный опыт, создать уникальный вариант лабораторной работы.
Начинающим педагогам и молодым специалистам
Опытным учителям
Профессионалам
Наш проект позволит учителям :
ОЛЬГА ВОРОНЦОВА

Автор и ведущий специалист направления
«Открытая Наука для школ» | «OpenScience for School»

Выпускница Биологического факультета
МГУ им М.В. Ломоносова, к.б.н.,

Учредитель, руководитель отдела развития
ООО «НПК Открытая Наука»

Vorontsova.olga@gmail.com

ЦЕННОСТЬ ПРОЕКТА:
Мы видим, что общение с живыми существами даже в рамках лабораторной работы имеет отклик у детей всех возрастов:
удерживает внимание и позволяет оторваться от гаджетов,
удовлетворяет желанию познавать новое,
вызывает естественные эмоции - удивление и радость,
значительно снижает уровень стресса,
надолго запоминается,
повышает уверенность в сформированных знаниях.
быстро создавать условия для формирования элементарной биологической грамотности у детей, особенно у будущих не-биологов;
повысить эффективность обучения биологии и, как результат, успеваемость учеников;
получать удовольствие от профессии, не «выгорать», быть детям проводником в окружающем мире;
демонстрировать ученикам современный уровень биологической науки;
выявлять и поддерживать молодых биологов «по-призванию»;
Внедрение в учебный процесс лабораторных работ с участием живых объектов - точка роста учителя !
Все фотографии и видеозаписи, размещенные на этом сайте, доступны по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 Unported License.
Автор рисунков: Лукьянов Андрей Николаевич
известный детский художник, бессменный иллюстратор журнала «Мурзилка» и учебников для младших классов
Участники проекта: ученики начальной школы МБОУ СОШ № 15, МО, Красногорск под руководством заместителя директора, педагога Котяевой Светланы Юрьевны
На центральной фотографии : Мария Игонина
Copyright © ООО "НПК Открытая Наука" 2020
Made on
Tilda